Tuesday, 19 September 2017

Памятка Министерства образования и науки РФ для родителей первоклассников

«Школа будущего первоклассника»

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Поэтому в целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе занятия организуются на базе общеобразовательного учреждения.

Во время обучения в «Школе будущего первоклассника» педагоги работают над формированием всех составных частей понятия «готовность к школе», это:

  1. мотивация к обучению (желание идти в школу);
  2. умения взаимодействовать со сверстниками, с учителем;
  3. наличие познавательной потребности к сформированности «внутренней позиции школьника»;
  4. умение действовать в соответствии с поставленными заданиями;
  5. развитие интеллектуальных процессов;
  6. развитие фонематического слуха, речи;
  7. развитие мелкой моторики;
  8. умение в темпе работать в течение всего занятия, успевать работать вместе с детьми группы.

Главное назначение подготовительного курса: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы при поступлении в школу у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Для реализации этого важно научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрывать их творческие возможности, развить интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. В ходе занятий прививается ответственное отношение к труду, развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, в решении проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять правила поведения на уроке, приучаются контролировать свое поведение, подчинять правилам свои желания, действия, мысли. Эти качества являются необходимым условием как для успешного усвоения программного материала, так и продвижения детей в общем развитии, для дальнейшего обучения в школе по всем предметам.

Вопрос правильного обучения волнует многих родителей будущих первоклассников. Поэтому программа «Школа будущего первоклассника» учитывает социальный заказ родителей и направлена на формирование компонентов школьной зрелости ребенка, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей и особенностей ребенка.

Принципы, лежащие в основе программы.

  1. Принцип научности. Вся информация, излагаемая в учебной программе, должна быть достоверной.
  2. Принцип адекватности возрасту. Соответствие возрастным и психолого-физиологическим особенностям ребенка.
  3. Принцип личностного подхода. Личность каждого ребенка является непреложной ценностью.
  4. Принцип опоры на интерес. Все занятия должны быть интересны для ребенка.
  5. Принцип ориентации на достижение успеха. Необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха.
  6. Принцип доступности. Излагаемый материал по сложности должен быть доступен пониманию ребенка.
  7. Принцип интерактивного обучения. Методы, приемы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых дети занимают активную позицию в процессе получения знаний.
  8. Принцип последовательности. Изложение материала должно иметь логическую последовательность
  9. Принцип обратной связи. Педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия.

Основная цель программы:

Обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Основные задачи программы:

  • Создать необходимые условия для сохранения психологического и физического здоровья детей
  • Стимулировать игровую, познавательную и коммуникативную активность детей в различных видах деятельности
  • Подготовить детей к активному взаимодействию с окружающим миром
  • Выявить и развить интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка
  • Создать комфортную среду обучения и воспитания
  • Помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе, настроить на самостоятельную работу

Общие сведения о программе.

1.Организация учебно-воспитательного процесса.

Программа рассчитана на шесть месяцев обучения.

Тематика программы предусматривает развитие творческого потенциала каждого ребенка, обогащение лексического словаря, развитие фантазии и воображения. В процессе занятий будут воспитываться эстетические чувства детей.

В зоне особого внимания педагога учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

  • детям не предъявляются требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого – успешности обучения;
  • создаются условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками – особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе;
  • изучаются индивидуальные особенности каждого ребенка для построения индивидуальной образовательной траектории;
  • учитывается, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому игра должна стать приоритетной формой организации учебного процесса.

При подготовке к каждому занятию педагог:

  • оценивает этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний - умений;
  • предусматривает разные организационные формы проведения занятий, а также индивидуальную работу каждого ребенка;
  • учитывает необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях
  • осуществляет взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

Периодически организуемые исследования (анкетный опрос, игровые зачеты и тестовые задания) помогут увидеть результат образовательной и воспитательной работы, рост каждого ребенка.

  1. Режим работы.

Занятия для детей 5,5-6,5 летнего возраста по 30 минут проводятся по понедельникам, средам, пятницам с 18.00 до 20.00. Перерыв между занятиями 10 минут, во время которого организуется игровая деятельность. Чередование умственной нагрузки с игровыми элементами создает благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста и ведет к снижению заболеваемости будущих школьников.

Комплектуется группа -15 человек.

В работе группы наряду с учителями начальной школы принимают участие учителя-предметники: ИЗО, информатика, а также школьный психолог.

Комплектация и работа в группе проходит по желанию родителей.

3.Направления реализации поставленной цели.

  1. Игровая деятельность
  2. Диагностика
  3. Развитие речи
  4. Основы математики
  5. Психологическая подготовка
  6. Развитие мелкой моторики
  7. Физкультминутки.

Основанием выбора данных направлений является их тесная содержательная взаимосвязь: в процессе игры ребёнок усваивает систему эталонов-сенсорных, этических, практических, уточняет знания об окружающем мире, учится применять их в разных ситуациях. Именно игра помогает сформироваться новой ведущей деятельности- учебной. Игру с учением объединяет одинаковый способ действия, который использует ребёнок, например, классификация, сравнение, анализ. Игра, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. С помощью игры можно определить готовность ребенка к обучению, скорректировать его поведение. Исходя из этого, на каждом занятии с дошкольниками используются различные игровые формы. Научиться общаться можно только на практике - отсюда особая роль придается развитию речи. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития пальцевой моторики.

Основы математики заложат в ребенке необходимые знания и подготовят к дальнейшему восприятию предметов. Для сохранения физического здоровья ребенка, для его развития необходимо проведение физкультминуток. В программе важен комплексный подход, направленный на всестороннее развитие личности, ее духовного, интеллектуального и творческого начала.

Условиями реализации программы являются:

  • Любовь к детям, чуткое и доброе отношение к ним
  • Благоприятный психологический климат
  • Создание ситуации успеха для каждого ребенка
  • Постоянное повышение квалификационного уровня самих педагогов
  • Апробация новых технологий в работе с детьми
  1. Методы и формы организации деятельности.

Методы

  • Игровой
  • Диалоговый
  • Частично вопросно-поисковый
  • Метод театрализации

Формы

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
  • Коллективная

Методические особенности занятий:

  • Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка - обязательное условие существования, она является школой сотрудничества со сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию
  • Диалогичность ведения занятий. На занятиях слово предоставляется ребенку, а педагог организует процесс общения через систему поставленных вопросов.

  1. Досуговая работа
  • «Новогодний карнавал» - новогодний праздник для детей и родителей
  • «Маленькая фея» - праздник для девочек и их родителей
  • «Маленький принц» - праздник для мальчиков и их родителей
  • «Наши надежды» - праздник подведения итогов обучения.

  1. Планируемые результаты
  • В конце обучения дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки: повышают свой интеллектуальный уровень, расширяют кругозор
  • учатся общаться друг с другом, работать в парах и группах
  • привыкают к школе, появляется желание продолжать обучения именно в ней
  • готовы учиться с радостью и интересом, мотивированы на хорошую учебу
  • ребенок получает всестороннее развитие

Структура программы.

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок для успешного интеллектуального, личностного и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 5 разделов:

  1. Обучение грамоте. Развитие речи -24часа
  2. Формирование первичных математических представлений -24часа
  3. Окружающий мир- 12часов
  4. Психологическая готовность к школе- 12часов
  5. Развитие мелкой моторики- 12часов

Выделение программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов.

Раздел « Обучение грамоте. Развитие речи»

Осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико - синтетического метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности речи. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи.

Раздел «Формирование первичных математических представлений»

В данном разделе объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал, предполагается формирование у детей пространственных представлений. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Раздел «Окружающий мир»

Направлен на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес дошкольника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе.

Раздел «Психологическая готовность к школе».

Направлен на развитие когнитивных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Формирует личностную готовность дошкольника: умение общаться с взрослыми и сверстниками в учебном процессе, не пасовать перед трудностями, объективно оценивать результаты своей деятельности.

Раздел «Развитие мелкой моторики»

Интенсивное развитие мелких мышц кисти, пальцев рук способствует активизации мышления, речи, интеллектуальных процессов, облегчает обучению письму.

Просмотреть содержание программы.